Концерт органной музыки
БАХ, БРАМС И ОРГАНИСТЫ ПАРИЖСКИХ СОБОРОВ
Заслуженный артист России ДАНИЭЛЬ ЗАРЕЦКИЙ
и его ученики:
Лауреаты международных конкурсов
СТЕФАНИДА ЕРМОЛАЕВА
ЕЛИЗАВЕТА ИВАНОВА
МАРИЯ КОРОНОВА
КАЛИННИКА МЕДВЕДЕВА
МАЙЯ МОКРЕЦОВА
ЕЛИЗАВЕТА ТОЛМАСОВА
(орган, Санкт-Петербург)
«Органные вечера в Старой Коломне» - это захватывающее путешествие в мир органной музыки с известными органистами Санкт-Петербурга и всей России! Приглашаем жителей и гостей города на концерт Даниэля Зарецкого и его учеников «Бах, Брамс и органисты парижских соборов», который пройдет в Римско-католическом храме св. Станислава 28 мая в 19:30.
В программе концерта профессора Санкт-Петербургской консерватории Даниэля Зарецкого и студентов его класса - сочинения Иоганна Себастьяна Баха, Иоганнеса Брамса и пятерых французских знаменитых композиторов-органистов, служивших в соборах Парижа. В исполнении лауреатов всероссийских и международных конкурсов прозвучат грандиозные произведения Сезара Франка, Теодора Дюбуа, Луи Вьерна, Мориса Дюрюфле и Шарля Турнемира.
Заслуженный артист России Даниэль Зарецкий – известный петербургский органист, концертирующий по всей стране и за рубежом. Его ученики – талантливые воспитанники кафедры органа и клавесина Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова и факультета искусств Санкт-Петербургского университета.
Римско-католический храм св. Станислава расположен в историческом центре Санкт-Петербурга, по соседству с консерваторией и Мариинским театром. Традиция органных концертов в храме имеет многовековую историю. Первый орган появился здесь вскоре после открытия в 1825 году. Уютный храм имеет прекрасную акустику, которая позволяет исполнять на современном инструменте органную музыку всех стран и эпох.
Подробное описание:
И. Брамс соединил в своём творчестве стилевые особенности двух эпох: строгость барочной формы и романтическую эмоциональность. Концерт откроет Прелюдия и фуга соль минор - одно из его известных сочинений для органа.
Л. Вьерн 37 лет проработал на посту органиста собора Нотр-Дам в Париже. На сочинение произведений для «короля инструментов» композитора вдохновил новый тип органа, созданный мастером А. Кавайе-Коллем, который значительно расширил диспозицию. Он ввёл в неё тембры, имитирующие инструменты симфонического оркестра и явления природы. «24 пьесы в фантастическом стиле» были созданы Вьерном в 1926-1927 годах. Прозвучит Токката из этого цикла.
Шесть Трио-сонат были написаны И.С. Бахом для старшего сына Вильгельма Фридемана. Изначально они задумывались для исполнения на клавикорде или клавесине с педалью. Эта изящная музыка требует от исполнителя координации высокой степени. Будет исполнена Соната № 2 до минор в трёх частях.
Ш. Турнемир учился у С. Франка, Ш.-М. Видора и В. д`Энди. Он сменил С. Франка на посту органиста парижского собора св. Клотильды. При жизни Турнемир был известен как блестящий исполнитель и импровизатор. Любую музыку, которая не служила бы восхвалению Господа, он считал совершенно бесполезной. «Victimae paschali laudes» - средневековая пасхальная секвенция, одна из немногих, которые до сих пор используются в литургии. Её текст приписывается поэту и историку Випо Бургундскому. Древнейшие рукописи, содержащие секвенцию, относятся к XI веку. Автор текста описывает знаменитые евангельские события (включая прямую речь - диалог народа с Марией Магдалиной), воспевает Воскресение Христово, победу жизни над смертью. К тексту секвенции обращались многие композиторы эпохи Возрождения и барокко. В программе - Хоральная импровизация «Да приносят христиане хвалу Пасхальной жертве».
С. Франк - выдающийся французский органист и композитор бельгийского происхождения. Его органные композиции, написанные в позднеромантическом стиле, стали предшественниками масштабных сочинений Ш.-М. Видора, Л. Вьерна, М. Дюпре. В 1878 году рождается второй из крупных органных циклов композитора - «Три пьесы для большого органа». В «Героической пьесе» можно найти много общего с симфоническим творчеством Франка, а в неожиданных модуляциях проявляется схожесть с музыкальным языком Р. Вагнера.
Сюита «последнего романтика», французского композитора М. Дюрюфле была создана в 1932 году и является одним из самых значительных произведений композитора. Заключительная часть Сюиты - грандиозная Токката, в которой во всём блеске предстанут возможности французского симфонического органа. Прелюдию и фугу на тему ALAIN Дюрюфле посвятил французскому композитору Ж. Алену. Темы Прелюдии и фуги основаны на зашифрованной «музыкальным алфавитом» фамилии «Ален», которая буквальным образом «звучит» в произведении.
Т. Дюбуа - выдающийся французский органист, плодовитый композитор и педагог. Cреди его многочисленных произведений выделяются симфоническая поэма «Aдонис», оркестровые сюиты и, в особенности, оратория «Потерянный рай» (премия г. Парижа, 1878 г.). В заключение концерта прозвучит Токката соль мажор Дюбуа в исполнении руководителя органного класса, Заслуженного артиста России Даниэля Зарецкого.
Программа концерта:
Иоганнес Брамс (1833-1897)
Прелюдия и фуга соль минор, WoO 10
Луи Вьерн (1870-1937)
Токката из «24 фантастических пьес», ор.53
Исп. Стефанида Ермолаева
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Трио-соната № 2 до минор, BWV 526:
Vivace - Largo - Allegro
Исп. Елизавета Иванова
Шарль Турнемир (1870-1939)
Импровизация на хорал «Victimae paschali laudes»
(«Да приносят христиане хвалу Пасхальной жертве»)
Исп. Майя Мокрецова
Сезар Франк (1822-1890)
«Героическая пьеса», FWV 37
Исп. Мария Коронова
Морис Дюрюфле (1902-1986)
Токката из Сюиты, оp.5
Исп. Елизавета Толмасова
Прелюдия и фуга на имя ALAIN, op.7
Исп. Калинника Медведева
Теодор Дюбуа (1837-1924)
Токката из «12 пьес для органа»
Исп. Заслуженный артист России Даниэль Зарецкий
Продолжительность: 1 час 15 минут.