Концерт органной музыки
МОЛОДЫЕ ВИРТУОЗЫ
МАРИНА ВЯЙЗЯ и её ученики:
МАРИНА КИРЕЕВА
ЕВГЕНИЯ НЕМЦЕВА
ВАЛЕНТИНА РАЛКО
ХУАН-ФЕЛИПЕ ЭСКИВЕЛЬ
Лауреаты международных конкурсов
ЕВГЕНИЯ БОРИСОВА
КРИСТИНА ВЕРЕТЕННИКОВА
АЛЁНА КОРНЕВА
АННА КУДРЯШОВА
АНДРЕЙ МАРТЮШОВ
(орган, Санкт-Петербург)
«Органные вечера в Старой Коломне» - это захватывающее путешествие в мир органной музыки с известными органистами Санкт-Петербурга и всей России! Приглашаем жителей и гостей города на концерт Марины Вяйзя и её учеников «Молодые виртуозы», который пройдет в Римско-католическом храме св. Станислава 21 мая в 19:30.
Программа концерта разнообразна и включает в себя сочинения европейских композиторов разных эпох. Наиболее широко будет представлена немецкая музыка XVIII-XIX веков. Будут исполнены сочинения Д. Букстехуде, И. Пахельбеля, И.С. Баха, Ф. Мендельсона и других авторов. Прозвучит редко исполняемая Хроматическая фантазия нидерландского композитора рубежа XVI-XVII веков Я.П. Свелинка. В заключение концерта – две части из Симфонии для органа французского мастера первой половины XX века Л. Вьерна.
Марина Вяйзя - известная петербургская органистка, выступающая в лучших концертных залах России. Программы её концертов разнообразны и концептуальны. Марина Вяйзя является доцентом кафедры органа и клавесина Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского Корсакова.
Римско-католический храм св. Станислава расположен в историческом центре Санкт-Петербурга, по соседству с консерваторией и Мариинским театром. Традиция органных концертов в храме имеет многовековую историю. Первый орган появился здесь вскоре после открытия в 1825 году. Уютный храм имеет прекрасную акустику, которая позволяет исполнять на современном инструменте органную музыку всех стран и эпох.
Подробное описание:
Концерт откроет преподаватель органного класса Марина Вяйзя. В её исполнении прозвучит Прелюдия ре мажор И.С. Баха, созданная молодым композитором в Веймаре в 1709 году. Это яркая, виртуозная пьеса, в которой исполнитель может проявить свои технические навыки и продемонстрировать возможности инструмента-оркестра.
В программе концерта - Хроматическая фантазия знаменитого нидерландского композитора рубежа XVI-XVII веков Я.П. Свелинка. Виртуоз клавирной импровизации, он получил прозвище «амстердамского Орфея». Слава Свелинка-педагога простиралась по всей Северной Европе и особенно велика была в Германии. Творчество Свелинка - переходное от эпохи Возрождения к эпохе барокко. Новые музыкальные тенденции просматриваются в сочинениях, написанных для органа и клавесина.
В программу концерта включены две Токкаты Д. Букстехуде. Композитор был центральной фигурой в музыкальной жизни Любека второй половины XVII века. Его слава как органиста распространялась далеко за пределы города и всего северонемецкого региона. В наследии Букстехуде ведущую роль занимают свободные композиции - прелюдии (токкаты, преамбулы), по музыкальному строению и языку схожие с сочинениями южноевропейских мастеров, прежде всего Дж. Фрескобальди и И.Я. Фробергера.
Фантазия соль мажор («Pièce d’orgue») И.С. Баха - пьеса во французском духе, с токкатообразными разделами, обрамляющими пятиголосное фугато.
Южнонемецкий композитор эпохи барокко Г. Муффат сыграл значительную роль в распространении французской и итальянской музыки в Германии. О популярности композитора говорят прижизненные издания многих его сочинений. Наиболее известным является сборник «Apparatus musico-organisticus», в который включены 12 органных Токкат, Чакона, Пассакалия и Вариации «Nova cyclopeias harmonica». Будет исполнена Тоccata quarta.
Г.А. Меркель - выдающаяся фигура немецкой романтической органной музыки, ученик Р. Шумана и К.Г. Райсигера. В его композиторском наследии девять органных Сонат, Первая из которых написана для двух органистов, и несколько десятков органных миниатюр. В этих работах можно заметить влияние Ф. Мендельсона и Й.Г. фон Райнбергера. Прозвучит Moderato - Allegro из Сонаты № 8.
Ф. Мендельсон начал работать над Прелюдиями и фугами в 1833 году в Дюссельдорфе. В 1837 году он предложил для печати фуги, но издательство «Брейткопф и Гертель» потребовало добавить к ним прелюдии, которые композитор сочинил в Шпайере во время свадебного путешествия. Мендельсон посвятил этот цикл своему английскому коллеге - органисту Лондонского кафедрального собора Т. Эттвуду, с которым тесно общался во время своих частых концертных визитов в Лондон. В программе - Прелюдия и фуга соль мажор.
Филипп Вольфрум - немецкий композитор и органист, дирижёр и музыковед. Уже с девятилетнего возраста он помогал отцу-кантору, исполняя обязанности второго органиста. Вольфрум учился в Мюнхенской консерватории у выдающегося композитора Й.Г. фон Райнбергера. Вольфрум преподавал в Гейдельбергском университете, где основал Баховский хор. Автор хоровых и органных сочинений, он известен также своей двухтомной монографией об И.С. Бахе. Прозвучит Ziemlich bewegt из Сонаты си-бемоль минор.
Перу Вьерна принадлежат шесть Симфоний для органа, в которых проявляется его стиль: стремление к монотематизму, острые хроматические гармонии и обилие диссонансов, владение техникой контрапункта и колористической палитрой. Первые три симфонии принадлежат к довоенному периоду в творчестве композитора; в них он ищет формы самовыражения, постепенно отдаляясь от эстетики своих учителей - С. Франка, Ш.-М. Видора и А. Гильмана. В программе концерта две части из Симфонии № 1 ре минор.
Программа концерта:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Прелюдия ре мажор, BWV 532/1
Исп. Марина Вяйзя
Ян Питерсзон Свелинк (1562-1621)
Хроматическая фантазия
Исп. Андрей Мартюшов
Дитрих Букстехуде (1637-1707)
Токката фа мажор, BuxWV 156
Исп. Валентина Ралко
Токката ре минор, BuxWV 155
Исп. Анна Кудряшова
Иоганн Себастьян Бах
Фантазия соль мажор, BWV 572
Исп. Евгения Немцева
Георг Муффат (1653-1704)
Тоccata quarta из сборника «Apparatus musico-organisticus»
Исп. Хуан-Фелипе Эскивель
Густав Адольф Меркель (1827-1885)
Moderato - Allegro из Сонаты № 8 си минор, ор.178
Исп. Евгения Борисова
Феликс Мендельсон (1809-1847)
Прелюдия и фуга № 2 соль мажор, ор.37
Исп. Марина Киреева
Филипп Вольфрум (1854-1919)
Ziemlich bewegt из Сонаты си-бемоль минор, ор.1
Исп. Алёна Корнева
Луи Вьерн (1870-1937)
Прелюдия и Финал из Симфонии № 1 ре минор, ор.14
Исп. Кристина Веретенникова
Продолжительность: 1 час 15 минут.