Концерт органной музыки РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ПАСТОРАЛЬ, 28 декабря

    Идёт поиск билетов на других сайтах

    О событии

    Концерт органной музыки
    РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ПАСТОРАЛЬ
    И.С. Бах, П.И. Чайковский, Ш.-М. Видор,
    Л. Вьерн, К. Дебюсси, С.В. Рахманинов

    Лауреат международных конкурсов
    СВЕТЛАНА ФУРНИК
    (орган, Санкт-Петербург)

    Красочную рождественскую программу петербургской органистки Светланы Фурник откроет яркая Прелюдия и фуга до мажор И.С. Баха. Части цикла написаны в разное время: Прелюдия в Лейпциге в 1730 году, а фуга в Веймарский период (1708-1717). Они безукоризненно сочетаются в едином порыве.

    Г.А. Меркель - выдающаяся фигура немецкой романтической органной музыки, ученик Р. Шумана и К.Г. Райсигера. В его композиторском наследии девять органных Сонат, Первая из которых написана для двух органистов (op.30), и несколько десятков органных миниатюр. В этих работах можно заметить влияние Ф. Мендельсона и Й.Г. фон Райнбергера. Будет исполнена «Рождественская пастораль» Меркеля.

    Балет П.И. Чайковского «Щелкунчик» - двухактная постановка на либретто М. Петипа по мотивам сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Премьера балета в постановке Льва Иванова состоялась 6 (18) декабря 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге в один вечер с оперой Чайковского «Иоланта». В том же 1892 году была издана сюита из балета «Щелкунчик» в переложении для фортепиано в четыре руки А.С. Аренского. В программе концерта - 3 известных и любимых фрагмента из Сюиты.

    Прозвучит «Лангедокский ноэль» А. Гильмана (ноэли - это старинные французские рождественские песни). Гильман - французский композитор, органист и педагог, один из основателей парижской школы Schola Cantorum. Он сочинял преимущественно для органа. Сонаты Гильмана предвосхитили появление жанра Органной симфонии.

    «Военный марш» № 1 для фортепиано в четыре руки Ф. Шуберта относится к циклу из трёх маршей, написанных им, предположительно, в 1818 году для дочерей графа Эстерхази в учебных целях. Это одно из самых узнаваемых сочинений Шуберта.

    Французский композитор К. Дебюсси - ведущий представитель музыкального импрессионизма. Его произведения отличаются необычайным изяществом, поэтичностью и образностью. Широта талантов Дебюсси позволила ему достичь высот в искусстве исполнения, дирижирования и музыкальной критики. Созданные им произведения во многом определили образ музыки XX века. «Бергамасская сюита» Дебюсси изначально создана для фортепиано. Наиболее выразительная её часть - пьеса «Лунный свет». В ней музыкальными средствами замечательно изображается струящаяся вода при свете луны.

    Цикл «24 пьесы в фантастическом стиле» был написан французским композитором Л. Вьерном в 1926-1927 годах. Одно из самых популярных сочинений из этого цикла - пьеса «Вестминстерские колокола». Это токката, музыка которой отличается особенной яркостью. Вьерн виртуозно сумел передать в ней колокольный перезвон.

    «Вокализ» - известное вокальное сочинение С. Рахманинова из «14 песен», op.34, опубликованное в 1912 году. Оно посвящено музе композитора - оперной певице А. Неждановой. Пьеса написана для голоса (сопрано или тенора) с аккомпанементом фортепиано. Она не содержит слов, а поётся на одном гласном звуке (на выбор исполнителя). На концерте оно будет исполнено в переложении для органа соло.

    Появление жанра Органной симфонии обычно связывают с французской романтической школой, к которой относят и Ш.-М. Видора. На создание симфоний для «короля инструментов» композиторов вдохновил новый тип органа, созданный мастером А. Кавайе-Коллем, который значительно расширил диспозицию. Он ввёл в неё тембры, имитирующие инструменты симфонического оркестра и явления природы. Прозвучит одно из самых популярных сочинений времени «французского романтизма» - Токката из Симфонии № 5 Видора.

    Ф.К. Грубер был австрийским учителем начальной школы и церковным органистом конца XVIII- первой половины XIX века. Он сочинил популярный рождественский гимн «Тихая ночь» на слова Й. Мора для двух голосов и гитары. Английский пианист, дирижёр, композитор и аранжировщик рубежа XIX-XX веков Г.Э. Джил переложил это сочинение для органа соло. Им завершится рождественская программа.

    Программа концерта:
    Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
    Прелюдия и фуга до мажор, BWV 545
    Густав Адольф Меркель (1827-1885)
    «Рождественская пастораль», ор.56
    Петр Ильич Чайковский (1840-1953)
    3 части из Сюиты «Щелкунчик», ор.71а:
    Марш
    Арабский танец
    Танец Феи Драже
    Александр Гильман (1837-1911)
    «Noel Languedocien» («Лангедокский ноэль»)
    Франц Шуберт (1797-1828)
    «Военный марш» № 1, ор.51 (переложение для органа У. Бэста)
    Клод Дебюсси (1862-1918)
    «Clair de lune» («Лунный свет») из «Бергамасской сюиты»
    (транскрипция для органа Алекса Сельера)
    Луи Вьерн (1870-1937)
    «Вестминстерские колокола» из цикла «24 пьесы в фантастическом стиле», Сюита № 3, op.54
    Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)
    Вокализ, ор.34 (транскрипция для органа Жана-Поля Имбера)
    Шарль-Мари Видор (1844-1937)
    Токката из Симфонии для органа № 5 фа минор, op.42 № 1
    Франц Ксавьер Грубер (1787-1863)
    «Stille Nacht, heilige Nacht» («Тихая ночь, святая ночь»), H.145
    (аранжировка для органа Генри Джила)

    Продолжительность 1 час 15 минут