Моцарт. Titus. Милосердие Тита
В последнее лето жизни Вольфганг Амадей Моцарт, написавший множество оперных творений, в том числе «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Так поступают все», «Волшебная флейта», обратился к сюжету из древнеримской истории, который воплотил в своей последней опере «Милосердие Тита».
Партитура оперы была создана в рекордные сроки: всего за восемнадцать дней, и в том же году премьера «Милосердие Тита» состоялась в Праге, где к Моцарту относились с большим пиететом. Правда, первоначальный успех оперы был средним — не помогло даже присутствие австрийского императора Леопольда II, по случаю коронации чешской короной которого композитору и поступил заказ на написание новой оперы.
Опера «Милосердие Тита» — довольно редкая гостья театральных подиумов и концертных сцен, но уж если она появилась на афише, то стоит поспешить познакомиться с этим «детищем» Моцарта, который поставил перед исполнителями серьезные задачи, требующие высочайшего профессионализма.
Согласно сюжету оперного спектакля, заговорщики поджигают Капитолий в надежде погубить императора Тита, но тому удается спастись. Тит находится в горестных раздумьях и утверждает смертный приговор, однако в последний момент рвет его, считая, что правитель должен быть великодушным и милосердным (в отличие от его исторического прототипа Тита Флавия Веспасиана).
Порой опера «Милосердие Тита» находила воплощение на сценических подмостках в тех случаях, когда хотели прославить державного лидера и воспеть величие его души. Так, в 1826 году в Санкт-Петербурге, в канун казни декабристов, планировалось возобновление этой оперы, но император Николай I своего решения не изменил и запретил исполнение моцартовского произведения.
«Ты, Моцарт, бог!» — хочется восклицать снова и снова! Виртуозные арии, изысканные вокальные ансамбли и искусно сотканная оркестровая ткань — подлинные достоинства этой оперной партитуры, в которой композитор, кажется, был более лаконичен в выборе музыкальных красок, нежели в некоторых других своих операх.
Ведь мудрость не терпит напыщенности и внешних эффектов – ее проявление в любви, всепрощении и духовной красоте.
Симфонический оркестр Санкт-Петербурга
художественный руководитель и главный дирижер
народный артист России Сергей Стадлер
Режиссер — Ирина Фокина
Солисты «Петербург-концерта»
Ансамбль солистов «Рождество»
Художественный руководитель — заслуженная артистка России Ольга Ступнева
Государственный ансамбль танца «Барыня»
Руководитель — заслуженная артистка России Татьяна Тимохина
Продолжительность — 2 часа без антракта
Двадцатиколонный зал. Новый Эрмитаж. Дворцовая наб., д. 34