Органный Бах и Орфей из Сент-Клотильд, 29 сентября 2024

О событии

Бах и Орфей из Сент-Клотильд — встреча гениев через века. Великое множество композиторов разных стран и эпох неизменно обращались и обращаются к творчеству Баха, прибегая к самым дерзким и неожиданным экспериментам. Несмотря на всю глубину и философичность баховских опусов, круг почитателей его творчества не ограничивается избранным сообществом музыкальной элиты, они находят отклик у самой широкой публики. В концерте прозвучат несколько масштабных циклов лейпцигского кантора, в числе которых топовая Токката и фуга ре минор и Прелюдия и фуга ля минор, созданная в Веймаре, которая поражает грандиозностью масштабов, приближающих сочинение к жанру симфонии.

Для композиторов-романтиков встреча с королем инструментов началась именно с Баха. Связь с ним безошибочно прослеживается в музыке Сезара Франка, основоположника органной романтической традиции во Франции, великого органиста Парижской базилики Святой Клотильды, которого сам Ференц Лист сравнивал с Иоганном Себастьяном. Владение незаурядным композиторским мастерством проявилось в его органных импровизациях, жанре, забытом со времен великого лейпцигского кантора.

Во второй половине XIX века подъем французского органного искусства достиг своей вершины благодаря появлению инструмента нового типа — симфонического органа. Рожденные гением мастера Аристида Кавайе-Коля инструменты были установлены в главных соборах Парижа — Сен-Дени, Нотр-Дам, Сен-Сюльпис, Сен-Клотильд и многих других храмах, где служили величайшие органисты. Целая плеяда блистательных французских композиторов создала в это время множество органных шедевров. Убежденный «бахианец» Сезар Франк, бессменный органист базилики Сент-Клотильд писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. В его творчестве удивительным образом соединились барочная и романтическая традиции. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни, Франк создает истинный шедевр. Три хорала для органа, которые справедливо называют духовным завещанием композитора, не связаны с каноническими церковными песнопениями и воплощены как романтические инструментальные поэмы.

Бах и Орфей из Сент-Клотильд — лучшие органные сочинения!

Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.

Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России.

Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке – совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.

Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de Francе – единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград, храм посетил генерал де Голль. Интересный факт – к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!

Программа:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга фа минор BWV 534
Сезар Франк (1822–1890) Хорал № 2 си минор FWV 38
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга ля минор BWV 543
Сезар Франк (1822–1890) Хорал № 1 ми мажор FWV 38
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ре минор BWV 565

Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов
Светлана Фурник, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта.