Концерт органной музыки
УДИВИТЕЛЬНОЕ БАРОККО: ПАЛИТРА ЖАНРОВ
Лауреат международных конкурсов
НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВА
(орган, Санкт-Петербург)
«Органные вечера в Старой Коломне» - это захватывающее путешествие в мир органной музыки с известными органистами Санкт-Петербурга и всей России! Приглашаем жителей и гостей города на концерт Натальи Михайловой «Удивительное барокко: палитра жанров», который пройдет в Римско-католическом храме св. Станислава 24 мая в 19:30.
В программе концерта Натальи Михайловой будут представлены разнообразные жанры музыки эпохи барокко. Прозвучат яркие и популярные сочинения И.К. Керля, Г. Муффата, И Пахельбеля, Г. Бёма, И.С. Баха, а также произведения А. Вивальди и А. Марчелло в переложении для органа.
Наталья Михайлова - лауреат престижных международных конкурсов и член Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга. Она получила образование в Санкт-Петербургском Музыкальном училище имени Н.А. Римского-Корсакова, в Казанской государственной консерватории имени Н. Жиганова и Санкт-Петербургском государственном университете. Наталья Михайлова ведёт активную концертную деятельность в Санкт-Петербурге и гастролирует по России, выступая в филармонических залах. Её репертуар обширен, и помимо интересных сольных программ, включает ансамбли с такими необычными инструментами, как мандолина и волынка. Наталья Михайлова преподаёт орган на факультете искусств Санкт-Петербургского университета.
Римско-католический храм св. Станислава расположен в историческом центре Санкт-Петербурга, по соседству с консерваторией и Мариинским театром. Традиция органных концертов в храме имеет многовековую историю. Первый орган появился здесь вскоре после открытия в 1825 году. Уютный храм имеет прекрасную акустику, которая позволяет исполнять на современном инструменте органную музыку всех стран и эпох.
Подробное описание:
Южнонемецкий композитор эпохи барокко Г. Муффат сыграл значительную роль в распространении французской и итальянской музыки в Германии. О его популярности говорят прижизненные издания многих его сочинений. Наиболее известным является сборник «Apparatus musico-organisticus», в который включены 12 органных Токкат, Чакона, Пассакалия и Вариации «Nova cyclopeias harmonica». В начале программы - две пьесы композитора.
Современник И.С Баха Г. Бём, музыку которого великий мастер любил и изучал, был основоположником и первым классиком жанра хоральных вариаций, предназначенного для домашнего музицирования. В своём творчестве композитор следовал северонемецким традициям. Будет исполнена хоральная обработка «Отче наш на небесах».
И. Пахельбель написал 6 чакон для органа. Самая популярная из них - Чакона ре минор. Её особенностью является 8-тактная остинатная (повторяющаяся) тема в партии педали. 16 вариаций на неё удивляют изобретательностью развития. По ряду структурных и мелодических деталей сочинение приближается к знаменитой Пассакалии Баха.
И.К. Керль учился в Риме у Дж. Кариссими и вероятно, у Дж. Фрескобальди. В разные периоды жизни он жил при мюнхенском и венском дворах. Керль познакомил мюнхенцев с новым для них итальянским концертным церковным стилем. В венский период жизни он приобрёл известность как клавирист. В 1658 году Леопольд I был восхищён искусством органной импровизации Керля, выступавшего на его коронации. В Вене Керль служил органистом собора св. Стефана. В программе концерта - Пассакалия ре минор.
И.Г. Вальтер - немецкий теоретик музыки, лексикограф, органист и композитор. На его стиль повлияло творчество И. Пахельбеля, Д. Букстехуде, С. Шейдта, Я.П. Свелинка и других мастеров XVII века. В своих пьесах он уделял особое внимание тщательности контрапунктической проработки и внимательно следовал теоретическим правилам. Вальтер - автор фундаментального справочника «Музыкальный лексикон, или Музыкальная библиотека», первой немецкой музыкальной энциклопедии. Прозвучит Концерт Вальтера си минор в трёх частях (по А. Вивальди).
Будет исполнено Адажио из Концерта для гобоя с оркестром А. Марчелло, переложенное для клавира Бахом. Марчелло происходил из дворянской семьи, и прежде всего он был математиком, философом и поэтом. Музыку Марчелло сочинял для удовольствия. В числе его сохранившихся произведений - 12 кантат, 12 сонат для скрипки и 18 концертов для различных солирующих инструментов с оркестром.
Концерт завершит знаменитая Токката и фуга ре минор Баха. Особенностью цикла является непрерывность развития музыкального материала - без перерыва между Токкатой и фугой. Форма состоит из трёх частей: Токкаты, фуги и коды. Последняя, перекликаясь с Токкатой, образует тематическую арку. Не будет преувеличением назвать Токкату и фугу ре минор самым популярным произведением для органа.
Программа концерта:
Георг Муффат (1653-1704)
Две пьесы из сборника «Apparatus musico-organisticus»:
Toккaтa № 12 си-бемоль мажор
Пассакалия
Георг Бём (1661 - 1733)
Хоральная обработка «Vater unser im Himmelreich» («Отче наш»)
Иоганн Пахельбель (1653-1706)
Чакона ре минор, P 41
Иоганн Каспар Керль (1627-1693)
Пассакалия ре минор
Иоганн Готфрид Вальтер (1864-1748)
Концерт для органа си минор, LV 133 (по А. Вивальди):
Allegro - Adagio - Allegro
Алессандро Марчелло (1669-1747) - Иоганн Себастьян Бах
Адажио из Концерта для гобоя с оркестром ре минор, S. Z799
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Токката и фуга ре минор, BWV 565
Продолжительность: 1 час 15 минут.