Римско-католический храм Святого Станислава
Улица Союза Печатников 22
Цикл концертов «Органные истории старого города»
Органный концерт при свечах
«Времена года и колокола Вестминстера: Бах-Вивальди-Форе»
Времена года и колокола Вестминстер. Известная петербургская органистка Елена Антипина предлагает совершить невероятную прогулку сквозь века в обществе великих композиторов Баха, Вивальди, Форе, Вьерна.
Концерт откроет Токката, адажио и фуга до мажор — цикл, написанный Бахом в возрасте двадцати четырех лет и ставший своеобразным предисловием к его безграничному органному творчеству. Это масштабная звуковая фреска с импровизационной интродукцией, виртуозным аллегро, философским адажио и математически четкой фугой.
Баховская Чакона для скрипки соло — вершина скрипичного репертуара, созданная после смерти любимой жены Марии Барбары, в ней соединились земная скорбь и катарсис души, финал которого — победа духа над материей. Сложнейшее полифоническое сочинение ознаменовало новый этап скрипичных возможностей и стало настолько популярным, что многочисленные композиторы в разные времена создали множество его инструментальных версий. Вы услышите Чакону в транскрипции для органа соло.
Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. В творчестве Баха этот жанр достиг истинного совершенства. Одна из таких обработок стала необычайно популярна среди широкого круга публики после выхода на экраны «Соляриса» Андрея Тарковского.
Изысканная роскошь, пышность и причудливая эстетика эпохи барокко в полной мере нашли воплощение в творчестве знаменитого венецианца Антонио Вивальди. Его называют «итальянским Бахом» неспроста: за 63 года жизни музыкант написал около 800 произведений, включая оперы, хоровые опусы, более 500 концертов для различных инструментов и оркестра. Самое популярное сочинение солнечного венецианца — легендарный цикл из четырех скрипичных концертов «Времена года». Это философское размышление о круговороте жизни и образец композиторского мастерства, иллюстрированный музыкальными зарисовками календарь и впечатляющая экскурсия по четырём регионам Италии.
Знаменитое Адажио Альбинони, на самом деле, принадлежит перу талантливого композитора-мистификатора Ремо Джадзотто. Он утверждал, что пьеса представляла собой реконструкцию фрагмента музыки Томазо Альбинони, найденного им в 1945 году на развалинах разрушенной при бомбардировке Дрездена Саксонской земельной библиотеки. Адажио — одно из самых исполняемых музыкальных произведений второй половины XX века — неоднократно использовалось в кино.
Другое Адажио выдающегося композитора Сэмюэла Барбера входит в топ лучших музыкальных сочинений второго тысячелетия. Адажио для струнных позже было переработано самим же автором для хора и получило название Agnus Dei.
В знаменитой Паване «французского Шумана» Габриэля Фор классические черты жанра органично соединились с тенденциями современной ему эпохи. Жизнь выдающегося французского композитора, органиста, пианиста, дирижера и музыкального критика проходила в эпоху масштабных исторических перемен, поэтому в его стиле переплелись особенности двух столетий.
Концерт завершит легендарная пьеса выдающегося французского органиста и композитора Луи Вьерна, переносящая нас в Вестминстерское аббатство. Композитор мастерски имитирует знаменитый перезвон колоколов, используя всевозможные регистровые возможности органа.
Времена года и колокола Вестминстера — органное путешествия по сезонам и эпохам!
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката, адажио и фуга до мажор BWV 564
2 хоральных прелюдии Schmücke dich, o liebe Seele»BWV 654 (Преобразись, возлюбленная душа)
Wachet auf, ruft uns die Stimme BWV 645 (Пробудись, зовет нас голос)
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Чакона из партиты ре минор для скрипки соло BWV 1004 в транскрипции для органа Анри Мессерера
Сэмюэл Барбер (1910–1981) Agnus Dei (Агнец Божий) ор. 1в переложении для органа
Антонио Вивальди (1678–1741) Концерт № 2 соль минор «Лето» из цикла «Времена года» RV 315: I. Allegro non molto (Жара) — Allegro (Кукушка. Горлинка. Зефир. Борей. Жалоба крестьянина) — II. Adagio — Presto. (Летняя страда) — III. Presto, tempo impetuoso d’estate (Летняя гроза)
Ремо Джадзотто (1910–1998) Адажио соль минор (приписывалось Томазо Альбинони)
Габриэль Форе (1845–1924)
Павана фа-диез минор ор. 50 в переложении для органа
Луи Вьерн (1870–1937) Вестминстерские колокола op. 54
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
Елена Антипина, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.